Родченко, будучи обычным художником, вел непрерывные эксперименты в искусстве от живописи до скульптуры, от фотографии до графического дизайна. Он является важнейшим фотографом-авангардистом на службе революции, добившейся мирового признания.
Во времена Родченко советская фотография, фотомонтаж и графический дизайн были на голову выше всех.
«В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — «съемки с пупа», аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме «с пупа», пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним.»
А.М.Родченко.1927 г.
Письмо в редакцию «Советского фото» на страницах «Нового Лефа».
Первые годы
Александр Родченко родился в семье рабочих в Санкт-Петербурге. Его отец, Михаил, работал с театральным бутафором, а его мать, Ольга, работала прачкой. В 1905 году семья переехала в Казань. Спустя всего два года умирает его отец. Из малого семейного бюджета мать находит деньги для обучения сына, и молодой Саша поступает в Казанскую художественную школу, где обучается с 1910 по 1914 годы. На последнем году обучения он встречает свою будущую жену Варвару Степанову. Для молодого и амбициозного художника Казань становится слишком мала и в 1916 году вместе с Варварой они уезжают жить и работать в Москву.
На фото А.Родченко и В.Степанова
Родченко конструктивист
Как художник Родченко очень быстро впитывал все новое и революционное. В 1910-х годахего вдохновляли работы таких художников, как Обри Бердслей в стиле модерн. Позже его внимание привлекли футуристы, последователем которых и стал Александр, тут на него повлияли работы Владимира Татлина, а так же работы Казимира Малевича в стиле супрематизм.
А. Родченко. 1915. Танец.
А. Родченко. 1919. Диск и крышка.
Позднее эти увлечения привели Родченко к революционному в то время конструктивизму. Можно с уверенностью сказать, что Александр стал одним из отцов советского конструктивизма. Тут он мог проявить себя не только в живописи, его абстрактные формы стали материальны, новое направление дало возможность выразить себя во многих плоскостях искусства, а революционный настрой воодушевлял и подпитывал его идеями. Художник творил свои геометрические скульптуры из всевозможных материалов, создавая производственное искусство.
В 1921 году Родченко временно оставляет живопись и начинает работать во благо революции. Он присоединился к группе художников, идеей которых было внести в повседневную жизнь художественные формы. Тут Александр проявляет себя в качестве дизайнера. Он проектирует мебель, одежду, различных предметов домашнего обихода, узоры в текстильной промышленности, а также создает декорации для кино и театра. Теперь Родченко предпочитает дизайн, который бросает вызов классическому пониманию «произведения искусства».Он пропагандирует идею художника как инженера.
Родченко фотограф-авангардист
С 1923 по 1925 года Родченко плодотворно сотрудничает с поэтом Владимиром Маяковским. Он иллюстрирует некоторые из его книг и журналов, публикуемых современных советских писателей, таких как «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Так же вместе с Маяковским делают серию рекламных плакатов, в которых явно можно заметить революционный настрой.
А.Родченко и В.Маяковский. 1923. Лучших сосок не было и нет.
А.Родченко и В.Маяковский. 1925. Трехгорное пиво.
В поисках самовыражения Александр приходит к фотографии, где вначале использует фотографии для публикаций статей и фотомонтажа. Но очень скоро открывает для себя всю эстетику этого искусства, тут он начинает эксперименты с игрой теней, ищет увлекательные композиции и нетрадиционные углы для съемок.
Так же в это время фотограф делает серию снимков великого поэта.
А. Родченко. 1924. Поэт Владимир Маяковский.
В 1920-ые году фотография приносит наибольший успех Александру. Он работает в качестве корреспондента ряда советских газет и журналов, его фотографии выставляются по всему миру. Его экспериментальный подход и авангардистские композиции удостаиваются больших похвал и признания.
Сталинский период. Последние годы жизни
С приходом к власти И. В. Сталина в середине 1930-х годов, Родченко оказался в очень рискованном положении. Вся идеология советского искусства была преобразована. Свободных духом авангарда активно подавляло государство. Александра с Варварой чудом миновала сталинская чистка, прокатившаяся по Советскому Союзу, в ходе которой были казнены и заключены в лагеря многие чиновники, пришедшие к власти во время большевистской революции.
В это время Родченко окончательно переходит к фотожурналистике. Его фотографии олицетворяют высшие достижения в эпоху сталинизма, изображая радужные парады, огромные промышленные предприятия и сельское хозяйство.
Внизу статьи представлены три номера иллюстрированного советского журнала «СССР на стройке», оформленные Родченко и Степановой. Эта пара была всей душой отдана искусству и поражала всех своей новизной взглядов и отважными решениями в полиграфии и фотомонтаже, опережавшие мастеров многих стран.
Конечно же, в то непростое для Александра время, фотографам категорически запрещалось отображать все ужасные человеческие потери этой широкой модернизации.
В 1940 году он вновь хочет возвратиться к живописи, представляя ряд абстрактных работ. Но эти работы все-таки не будут восприняты обществом и критиками.
Родченко возвращается в фотожурналистику и продолжает свою работу в качестве фотографа-корреспондента вплоть до своей смерти в 1956 году.
В 1920-ые годы Родченко внес важный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа, а плакаты и книги оформленные Александром, до сих пор остаются вершиной советского графического дизайна. После себя он оставил большое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.
В 2006 году была основана Московская школа фотографии и мультимедиа имени А.М.Родченко.
Фотографии Родченко
Портрет матери фотографа. 1924.
Девушка с «Лейкой». 1934.
Осип Брик. 1924. Писатель и критик, один из основателей журнала «ЛЕФ».
Пожарная лестница. 1925. Из серии «Дом на Мясницкой улице».
Лестница. 1930.
Портрет шофера. 1929.
Колонна спортивного общества Динамо. 1932 (1935)
Пионерка. 1930.
Пионер — трубач. 1930.
«Дерево «с пупа» сотни лет вбивали живописцы, а за ними фотографы, и когда я даю дерево, снятое снизу вверх, подобно индустриальной вещи — трубе, это — революция в глазу обывателя и старого любителя пейзажей. Я расширяю таким образом понятие об обычном предмете.»
А.М.Родченко.1927.
Письмо в редакцию «Советского фото» на страницах «Нового Лефа».
Сосны. Пушкино. 1927.
Пешеходы. 1928.
Купание в тазу. 1937.
Варвара Степанова. Двойная экспозиция. 1924.
Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция. 1924.
Лиля Брик. 1924. Лиля — российский литератор, была любимой женщиной и музой поэта Владимира Маяковского.
Плакат для «Ленгиз». 1925.
Немногие знают, что на широко известном плакате А.Родченко фотография Лили Брик, любимой женщины В.Маяковского.
Журналы оформленные А.Родченко и В.Степановой
СССР на стройке. №12. 1935.
Выпуск журнала посвящен отважным советским парашютистам.
СССР на стройке. №8. 1936.
Выпуск журнала посвящен экспорту советской древесины.
СССР на стройке. №11. 1935.
Выпуск журнала посвящен 15-и годам Казахстана.
04.04.2014 / 21952