Александр Родченко — пионер советской фотографии и графического дизайна | paxel.ru

Автор: | 14.02.2018

Родченко, будучи обычным художником, вел непрерывные эксперименты в искусстве от живописи до скульптуры, от фотографии до графического дизайна. Он является важнейшим фотографом-авангардистом на службе революции, добившейся мирового признания.

Во времена Родченко советская фотография, фотомонтаж и графический дизайн были на голову выше всех.

a_rodchenco_01-6070141

«В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — «съемки с пупа», аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме «с пупа», пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним.»

А.М.Родченко.1927 г.

Письмо в редакцию «Советского фото» на страницах «Нового Лефа».

Первые годы

Александр Родченко родился в семье рабочих в Санкт-Петербурге. Его отец, Михаил, работал с театральным бутафором, а его мать, Ольга, работала прачкой. В 1905 году семья переехала в Казань. Спустя всего два года умирает его отец. Из малого семейного бюджета мать находит деньги для обучения сына, и молодой Саша поступает в Казанскую художественную школу, где обучается с 1910 по 1914 годы. На последнем году обучения он встречает свою будущую жену Варвару Степанову. Для молодого и амбициозного художника Казань становится слишком мала и в 1916 году вместе с Варварой они уезжают жить и работать в Москву.

a_rodchenco_v_stepanova-7292689

На фото А.Родченко и В.Степанова

Родченко конструктивист

Как художник Родченко очень быстро впитывал все новое и революционное. В 1910-х годахего вдохновляли работы таких художников, как Обри Бердслей в стиле модерн. Позже его внимание привлекли футуристы, последователем которых и стал Александр, тут на него повлияли работы Владимира Татлина, а так же работы Казимира Малевича в стиле супрематизм.

rodcsenko_tanc_1915-8203246

А. Родченко. 1915. Танец.

rodcsenko_disc_i_kryshka_1919-3865547

А. Родченко. 1919. Диск и крышка.

Позднее эти увлечения привели Родченко к революционному в то время конструктивизму. Можно с уверенностью сказать, что Александр стал одним из отцов советского конструктивизма. Тут он мог проявить себя не только в живописи, его абстрактные формы стали материальны, новое направление дало возможность выразить себя во многих плоскостях искусства, а революционный настрой воодушевлял и подпитывал его идеями. Художник творил свои геометрические скульптуры из всевозможных материалов, создавая производственное искусство.

В 1921 году Родченко временно оставляет живопись и начинает работать во благо революции. Он присоединился к группе художников, идеей которых было внести в повседневную жизнь художественные формы. Тут Александр проявляет себя в качестве дизайнера. Он проектирует мебель, одежду, различных предметов домашнего обихода, узоры в текстильной промышленности, а также создает декорации для кино и театра. Теперь Родченко предпочитает дизайн, который бросает вызов классическому пониманию «произведения искусства».Он пропагандирует идею художника как инженера.

Родченко фотограф-авангардист

С 1923 по 1925 года Родченко плодотворно сотрудничает с поэтом Владимиром Маяковским. Он иллюстрирует некоторые из его книг и журналов, публикуемых современных советских писателей, таких как «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». Так же вместе с Маяковским делают серию рекламных плакатов, в которых явно можно заметить революционный настрой.

rodchenko_mayakovskii_poster_1923_02-9178107

А.Родченко и В.Маяковский. 1923. Лучших сосок не было и нет.

rodchenko_mayakovskii_poster_1925_03-4051576

А.Родченко и В.Маяковский. 1925. Трехгорное пиво. 

В поисках самовыражения Александр приходит к фотографии, где вначале использует фотографии для публикаций статей и фотомонтажа. Но очень скоро открывает для себя всю эстетику этого искусства, тут он начинает эксперименты с игрой теней, ищет увлекательные композиции и нетрадиционные углы для съемок.

Так же в это время фотограф делает серию снимков великого поэта.

rodchenco_15-1933658

А. Родченко. 1924. Поэт Владимир Маяковский. 

rodchenco_16-4613443

В 1920-ые году фотография приносит наибольший успех Александру. Он работает в качестве корреспондента ряда советских газет и журналов, его фотографии выставляются по всему миру. Его экспериментальный подход и авангардистские композиции удостаиваются больших похвал и признания.

Сталинский период. Последние годы жизни

С приходом к власти И. В. Сталина в середине 1930-х годов, Родченко оказался в очень рискованном положении. Вся идеология советского искусства была преобразована. Свободных духом авангарда активно подавляло государство. Александра с Варварой чудом миновала сталинская чистка, прокатившаяся по Советскому Союзу, в ходе которой были казнены и заключены в лагеря многие чиновники, пришедшие к власти во время большевистской революции. 

В это время Родченко окончательно переходит к фотожурналистике. Его фотографии олицетворяют высшие достижения в эпоху сталинизма, изображая радужные парады, огромные промышленные предприятия и сельское хозяйство.

Внизу статьи представлены три номера иллюстрированного советского журнала «СССР на стройке», оформленные Родченко и Степановой. Эта пара была всей душой отдана искусству и поражала всех своей новизной взглядов и отважными решениями в полиграфии и фотомонтаже, опережавшие мастеров многих стран.

Конечно же, в то непростое для Александра время, фотографам категорически запрещалось отображать все ужасные человеческие потери этой широкой модернизации. 

В 1940 году он вновь хочет возвратиться к живописи, представляя ряд абстрактных работ. Но эти работы все-таки не будут восприняты обществом и критиками.

Родченко возвращается в фотожурналистику и продолжает свою работу в качестве фотографа-корреспондента вплоть до своей смерти в 1956 году.

В 1920-ые годы Родченко внес важный вклад в развитие европейской фотографии и фотомонтажа, а плакаты и книги оформленные Александром, до сих пор остаются вершиной советского графического дизайна. После себя он оставил большое наследие, повлиявшее на многих художников и фотографов.

В 2006 году была основана Московская школа фотографии и мультимедиа имени А.М.Родченко.

Фотографии Родченко

Портрет матери фотографа. 1924.

portret-materi

rodchenco_00-7666276

Девушка с «Лейкой». 1934.

rodchenco_02-3429411

Осип Брик. 1924. Писатель и критик, один из основателей журнала «ЛЕФ».

rodchenco_03-6868516

Пожарная лестница. 1925. Из серии «Дом на Мясницкой улице».

rodchenco_04-3441417

Лестница. 1930. 

rodchenco_05-6341193

Портрет шофера. 1929.

rodchenco_06-1765503

Колонна спортивного общества Динамо. 1932 (1935)

rodchenco_07-7815898

Пионерка. 1930. 

rodchenco_08-5083965

Пионер — трубач. 1930. 

rodchenco_09-8009963

«Дерево «с пупа» сотни лет вбивали живописцы, а за ними фотографы, и когда я даю дерево, снятое снизу вверх, подобно индустриальной вещи — трубе, это — революция в глазу обывателя и старого любителя пейзажей.  Я расширяю таким образом понятие об обычном предмете.»

А.М.Родченко.1927.

Письмо в редакцию «Советского фото» на страницах «Нового Лефа».

Сосны. Пушкино. 1927.

rodchenco_10-1189633

Пешеходы. 1928.

rodchenco_11-7015545

Купание в тазу. 1937.

rodchenco_12-1703688

Варвара Степанова. Двойная экспозиция. 1924.

rodchenco_13-2338398 

Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция. 1924.

rodchenco_14-5993651

Лиля Брик. 1924. Лиля — российский литератор, была любимой женщиной и музой поэта Владимира Маяковского.

rodchenco_17-2674355

Плакат для «Ленгиз». 1925.

Немногие знают, что на широко известном плакате А.Родченко фотография Лили Брик, любимой женщины В.Маяковского.

rodchenko_lilya_brik_poster_1925_01-6553197

Журналы оформленные А.Родченко и В.Степановой 

СССР на стройке. №12. 1935.

Выпуск журнала посвящен отважным советским парашютистам.

ussr_in_construction_12_01-1723512

ussr_in_construction_12_03-8729439

ussr_in_construction_12_05-2650130

ussr_in_construction_12_02-9263047

ussr_in_construction_12_04-6624015

СССР на стройке. №8. 1936.

Выпуск журнала посвящен экспорту советской древесины.

soviet20timber_export_01-6361219

soviet20timber_export_02-5983108

soviet20timber_export_03-9604760

soviet20timber_export_04-6582042

soviet20timber_export_05-6831643

СССР на стройке. №11. 1935.

Выпуск журнала посвящен 15-и годам Казахстана.

1520years20of20kazakhstan_01-8076028

1520years20of20kazakhstan_02-2200755 

1520years20of20kazakhstan_03-2903105

1520years20of20kazakhstan_04-6111687

1520years20of20kazakhstan_05-3103730

04.04.2014 / eye-3181791 21952